Как коммунальщики нагрели норматив... и руки
07 июля 2023
Депутат Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ вывел коммунальщиков на чистую воду. Горячую.
Жители десятков домов в городе Радужный обнаружили, что в течение трёх лет платили коммунальщикам за горячую воду по завышенному тарифу. Теперь с этим делом разбираются жилищная инспекция, прокуратура и суды. А собственникам квартир остается лишь гадать, удастся ли вернуть свои деньги или нет.
Горячо в двойном размере
Жильцы сотен квартир города далеко не сразу поняли, что в их платежках творится что-то неладное: квитанции приходили стандартные, никаких лишних строчек в них не наблюдалось. Вот только стоимость услуги за горячую воду слишком сильно била по карману.
Поскольку разобраться во всех нюансах расчёта тарифов простому обывателю очень сложно, активисты нескольких домов обратились за помощью к известному в городе юристу, который много раз с успехом отстаивал коммунальные права жителей Радужного, – Секретарю Бюро Совета регионального отделения Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ, депутату Законодательного Собрания Владимирской области Андрею Маринину.
"Я решил опробовать механизм на примере одного из домов: сделал депутатский запрос в госжилинспекцию, – рассказывает Андрей Маринин. – Ревизоры провели проверку, выявили нарушение и обязали управляющую компанию сделать перерасчёт".
Суть нарушения вот в чём. В доме был установлен так называемый двухкомпонентный тариф на воду. Это значит, что собственники платят не только за количество использованных кубометров воды, но и за гигакалории тепловой энергии, которая греет холодную воду до состояния горячей. Эти два пункта уже входят в норматив. Как следует из постановления администрации области №905, в случае двухкомпонентного тарифа он равен 0,0675 Гкал/куб. м.
Однако сумма в квитанциях оказалась значительно больше норматива. В результате проверки выяснилось, что коммунальщики рассчитывали стоимость горячей воды по показаниям общедомовых приборов учёта. Получилось, что жильцы оплачивали подогрев воды в двойном размере.
Жидкое золото
Госжилинспекция также установила, что собственники квартир переплачивали коммунальщикам в течение трёх лет! Проверка была проведена лишь в одном доме из более чем 70 МКД, которые обслуживает МУП "ЖКХ" ЗАТО г. Радужный. Андрей Маринин решил проконтролировать, как же обстоят дела в остальных многоэтажках. И не ошибся в своих подозрениях.
Депутат выложил в соцсети результат проверки инспекции. Под документом он обратился к жителям города с просьбой непременно обращаться в ГЖИ, если в своих квитанциях они также встречают подозрительно большие суммы за горячую воду. Для обращений была разработана и выложена специальная форма.
В итоге все представители многоэтажек города отправили обращения в ГЖИ! В Радужном всего 75 домов с горячим и холодным водоснабжением. В общей сложности странные махинации в квитанциях обнаружились, госжилинспекция это подтвердила, почти во всех многоквартирных домах!
По приблизительным подсчётам, сумма переплаты за три года может составить несколько десятков миллионов рублей!
ГЖИ потребовала у муниципального предприятия устранить выявленные нарушения и произвести перерасчёт размера платы за ГВС. А муниципалы подали в суд на ресурсников.
Так кто же порет горячку?
В этом вопросе долгое время пытаются разобраться суды. Понятно, что собственники квартир – пострадавшая сторона. Виновных же найти оказалось не так-то просто.
На эту роль есть два кандидата. Первый – ресурсоснабжающая организация ЗАО "Радугаэнерго", которая как раз занимается тем, что греет воду для домов. Второй – собственно, сам МУП "ЖКХ" ЗАТО г. Радужный, который заключил с ресурсником договор на поставку горячей воды и насчитывает горожанам стоимость коммунальных услуг.
После того как справедливоросс Андрей Маринин и госжилинспекция предали огласке ситуацию с переплатой, между этими двумя коммунальными службами вспыхнули неутихающие судебные споры по методике расчёта тепловой энергии.
МУП уверено в том, что объём должен определяться с применением норматива расхода тепловой энергии, который используется для подогрева холодной воды. Ресурсники же настаивают, что оплату нужно рассчитывать на основании показаний общедомовых приборов учёта исходя из потребленных гигакалорий.
Минстрой России пояснил, что, независимо от того, есть в доме общедомовой прибор учёта или нет, количество тепловой энергии, которую использовали для подогрева воды, должно определяться по установленным нормативам.
Впрочем, жильцов десятков пострадавших домов мало заботит, кто в этом противостоянии в итоге выйдет победителем. Людей интересует другое: вернут ли деньги? Андрей Маринин заверил, что держит это дело на контроле.
"Для каждого дома был установлен свой коэффициент, – говорит Андрей Маринин. – По моим подсчётам, к примеру, двухкомнатная квартира получила достаточно приличную сумму после перерасчёта. Жителям одного дома сделали перерасчёт после обращения в суд, который администрация проиграла. Второму дому – на основании акта ГЖИ. Потом началась череда судов между УК и ЗАО "Радугаэнерго". Совершенно очевидно, что УК работала не в интересах жителей, несмотря на то, что является муниципальной, то есть создана для помощи гражданам. По моей информации, уже начали производить перерасчёт жителям и других домов. Но как это делается, придется проверить отдельно".
Неурегулированные тарифы
К сожалению, как отмечает Андрей Маринин, к работе коммунальных служб не только города Радужного, но и в целом Владимирской области, постоянно возникают претензии. По большей части не без основания.
По данным прокуратуры, только за три месяца текущего года нарушения коммунальщиками законодательства были выявлены в восьми районах Владимира!
Например, в посёлке Золотково в Гусь-Хрустальном коммунальные службы брали с людей плату за очистку сточных вод, но работы по факту не производили. МУ МП ЖКХ посёлка Ставрово в Собинском районе почти два года за деньги выдавала разрешения на подключение к водопроводу и канализации без утвержденного тарифа.
Было возбуждено двенадцать административных дел. Руководителей данных ресурсоснабжающих организаций обязали устранить все неисправности.
Но всё это – лишь капля в море коммунальных проблем, которые захлестнули население области. Например, жители дома №19, в 3 квартале Радужного, жалуются на систематическое отсутствие напора холодной воды.
"В Радужном это была только одна строчка в квитанции, а сколько их ещё! И вывоз мусора, и уборка подъездов, – отмечает Андрей Маринин. – В каждой строчке может быть скрыт обман. К примеру, подъезд должны убирать три раза в неделю, но убирают в лучшем случае раз в месяц. В размерах целого города это могут быть миллионы рублей, которые собирает с жильцов управляющая компания и не предоставляет услуги. При Между тем мы говорим о муниципальной компании. Трудно представить, что творят частники! Каждый житель многоквартирного дома ежемесячно отдает УК солидную сумму за услуги, которые реально не получает. Это скрытый обман и с ним надо бороться!"
Социалист рекомендует: если вы столкнулись с бездействием коммунальных служб или заподозрили, что вам начисляют завышенные суммы на оплату, обращайтесь в Центр защиты прав граждан Владимирской области. Также вам обязательно постараются помочь в приёмной депутата Андрея Маринина.
Адрес: г. Владимир, ул. Гагарина,18, офис 106
Телефон приёмной: +7 (4922) 22-22-40
График работы ЦЗПГ: понедельник – пятница с 10:00 до 19:00