Туризм Владимирской области как вымирающий вид
07 марта 2023
Владимирская земля – родина былин, значимых и интересных исторических событий. Но многие наши современники об этом забыли, проезжают по Владимирскому краю транзитом в поездах и на машинах, стремясь в Нижний Новгород или Петербург. Обидно становится за родной край, ведь и здесь есть на что посмотреть туристам.
ПОЧЕМУ ЧАХНЕТ ОТРАСЛЬ?
В последнее время всё меньше и меньше находится желающих потратить своё драгоценное время на прогулку по старинным улочкам владимирских городов. А всё почему? Ответ напрашивается сам собой: местным чиновникам банально нет дела до развития регионального туризма.
Даже комитет, который должен курировать эту сферу жизни, во Владимирской области отсутствует. Он был когда-то, но потом его решили упразднить, так сказать, за ненадобностью. Вместо него туристические тропы теперь протаптывает всего лишь небольшое Управление внутри министерства предпринимательства. Возглавляет данное скромное ответвление большой министерской машины чиновник средней руки, который явно не способен как-то повлиять на ситуацию.
Вот и чахнет владимирский туризм с каждым годом всё больше и больше. Чисто из любопытства приведем несколько цифр статистики: в 2016 году доля туризма в валовом региональном продукте составила 7%. Прошло каких-то три года, и этот показатель скатился до позорных 0,9%.
Конечно, можно попытаться найти оправдание с помощью эпидемиологической ситуации, мол, всех любителей внутренних путешествий ковид распугал. И даже федеральные программы не помогли завлечь сюда народ с рюкзаками и фотоаппаратами. Однако ж коронавирусная волна давно пошла на спад, но не приезжают люди. Более того: в 2023 году Владимирской области не удалось даже войти в программу поддержки детского туризма. В общем, это полное фиаско!
ПРИВЫКЛИ КУРИРОВАТЬ, НО НЕ РАЗВИВАТЬ
Стыдно сказать, но у потенциально популярного туристического региона даже нет своей стратегии развития ни на городском, ни на районном уровне.
Семьдесят субъектов РФ уже давно озаботились созданием подобного документа, всеми силами стараясь продвинуть свой край в число популярных. Даже те, кому особо и похвастать перед приезжими нечем, из кожи вон лезут, придумывая различные байки о родном крае, завлекая туристов необычными программами, сочиняя шокирующие истории или наоборот, пытаясь удивить какой-то современной диковинкой.
Владимирская же область – родина великих былинных сказаний, то ли "скромничает", то ли игнорирует эти возможности. В городах и районах даже нет специалистов, в обязанности которых входило бы развитие туризма целевым образом.
Но справедливости ради скажем, что существуют некие чиновники, в обязанности которых входит КУРИРОВАТЬ (но не развивать) развитие туризма. Правда, кроме этого, им ещё приходится отвечать за спорт, культуру, молодежную политику и прочее. В общем, много на них навалилось, за всем не уследишь.
Время от времени эти кураторы вспоминают, что есть такое словосочетание: "внутренний туризм". Затем они пытаются предпринять какие-то действия, чтобы вытащить отрасль из забвения, но эти телодвижения больше напоминают беспорядочную стрельбу по воробьям: то тут какую-то идею попробуют продвинуть, то там местную достопримечательность разрекламировать. При этом зачастую упор делается на малозначимые вещи, а действительно перспективные направления региональные деятели в упор не замечают. Например, одно время активно завлекали народ в Суздаль, а ведь там кроме памятников ЮНЕСКО, и посмотреть-то особо не на что.
А КАК У ДРУГИХ?
Взяли бы пример, допустим, с Татарстана. Местные власти подошли к вопросу максимально ответственно и продуманно. Там четко выстроили приоритеты первого уровня – подняли Казань и Свияжск, Раифский монастырь как центр паломнического туризма, Болгар. И народ повалил!
А ведь если к развитию владимирских "магнитов" подойти с умом и смекалкой, можно эту землю превратить в золотой туристический поток! Тем более что отличные инициативные проекты по продвижению уже созданы. Один из авторов перспективного проекта – Игорь Каверзин, член Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ и президент Международной академии развития туриндустрии (МАРТ). Его авторству принадлежит проект "Былинный путь", который признан национальным туристическим маршрутом.
Игорь Каверзин, президент Международной академии развития туриндустрии (МАРТ):
– Русские былины – это уникальное явление, наш культурный код. Такого жанра больше нигде в мире нет. А всего известно более 30 сюжетов былин. Мы успели первыми зайти в эту нишу и сделать маршрут, объединяющий два древних города – Муром и Гороховец. Маршрут включает не только места, связанные с самым известным из русских богатырей – Ильей Муромцем. Туристы смогут насладиться видами с набережной Оки, проникнуть в купеческие секреты и раскрыть тайну разведчика Штирлица, чьё детство прошло в Гороховце, стать участниками исторической реконструкции, научиться печь знаменитые муромские калачи.
Базовый тур по маршруту – классический тур выходного дня. На три дня и две ночи с размещением в трёх- или четырёхзвёздочном отелях и гастрономической программой: туристам предлагают "былинный ужин" и дегустацию блюд купеческого угощения.
Важнейшие составляющие маршрута "Былинный путь" – система навигации и инфраструктура как для организованных групп, так и для самостоятельных туристов. Поэтому наш проект был одобрен федеральными экспертами в области развития туризма.